Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пояснительная записка В соответствии с современной научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности. Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки. Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности. В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению. Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры», Автор О. П. Радынова, и учебному пособию «Учим детей петь», автор С.И. Мерзлякова. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений (классических, как отечественных, так и зарубежных), знакомство с народным песенным творчеством. Цель программы: Развитие певческих способностей через организацию хорового и индивидуального пения. Задачи программы: 1. Воспитывать интерес к вокальному искусству. 2. Научить детей правильно и выразительно петь. 3. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения. 4. Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса. 5. Развивать умение различать звуки по высоте. 6. Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию. 7. Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств. Планируемый результат: 1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальнотворческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); 2. Дети должны петь не напрягаясь, естественным светлым звуком. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность; 3. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); 4. Дети могут петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него; 5. Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; 6. Вырабатывается более широкое дыхание, что делает возможным использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами; 7. У детей расширяется диапазон (до – ре2); 8. Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; 9. Участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. Основополагающие принципы программы: Принцип полноты и целостности музыкального образования детей; Принцип деятельностного подхода; Принцип культуросообразности; Принцип последовательности; Принцип системности; Принцип интеграции; Принцип развивающего обучения; Принцип гуманизации; Принцип сотрудничества; Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Приемы обучения пению: 1.Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа. 2.Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях. 3.Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе. 4.Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно. Формы и методы реализации программы: 1. Коллективная работа; 2. Индивидуальная работа; 3. Беседа; 4. Распевание по голосам; 5. 6. 7. 8. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку; Дыхательная звуковая гимнастика; Артикуляционные упражнения; Музыкально-дидактические игры и упражнения. Занятие включает подразделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка; певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции). Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает: • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение; • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»; • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. Последовательность формирования гласных: • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания; • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора; • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок. К слуховым навыкам можно отнести: • слуховой самоконтроль; • слуховое внимание; • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; • представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается: • выразительностью мимики лица; • выражением глаз; • выразительностью движения и жестов; • тембровой окраской голоса: • динамическими оттенками и особенностью фразировки; • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов: • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч; • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики: • не очень сильно прикусить кончик языка; • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика; • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать; • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону; • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки; • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон); • постукивая пальцами сделать массаж лица; • делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад влево - вперед; • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука. Организация и проведение занятий вокального кружка «Матрёшка». Программа вокального кружка «Матрёшка» рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 3 – 7 лет на 4 года обучения. Предполагается 56 занятий в год. Занятия проводятся с октября по апрель, два раза в неделю во второй половине дня с группой детей до 20 человек. Продолжительность занятия 20 – 30 минут. Структура занятия 1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. 2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка). 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни. 2. Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом; слоговое пение («ля», «бом» и др.); хорошо выговаривать согласныев конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово. настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит; обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; использовать элементы дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется аккапельно); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни. Работа хорового кружка по обучению детей пению проводится в различных формах: Занятия - игра, игра на музыкальных инструментах; Результаты усвоения программы кружка детей проверяем во время проведения: викторин, вечеров развлечений; в самостоятельной деятельности; Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся: консультации, беседы, вечера развлечений, концерты. Технические средства обучения: Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера. Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал. Музыкальные инструменты. Особенности слуха и голоса детей 3-4 лет У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное. Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми-си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка. Пение должно быть естественное, ненапряженного звучания. Взрослые не должны допускать форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи. Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио – и телепередач, магнитофонных записей. Необходимо объяснить, насколько опасно позволять петь ребенку на улице в холодную, сырую погоду. Особенности слуха и голоса детей 4- 5 лет На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное. У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого). Особенности слуха и голоса детей 5 – 6 лет На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Особенности слуха и голоса детей 6 - 7 лет У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.); при включении в хор солистов; пение под фонограмму; пение по нотам. Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий: игровой характер занятий и упражнений, активная концертная деятельность детей, доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях. атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия) звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала) сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста. Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса. Перспективный план занятий вокального кружка «Матрёшка» для детей 3-4 лет Период Программное содержание. Репертуар прохождения материала. Октябрь Ноябрь -воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню; Диагностика музыкальных способностей детей -реагировать на праздничную, маршевую песню. 1.круговой массаж; -вырабатывать устойчивое, слуховое внимание; -учить чисто интонировать большие секунды, упражнять в умении чисто пропевать терцию (сверху вниз). -учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий, а также мелодий, включающих интервал кварту; 2.упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»; 3.Разминка «Осень дорожке», «Маятник»; по 4.Дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; «Кулачки», «Дверца»; 4.Осенние распевки «Листики», «Дождик»; 5. распевание по голосам: -учить петь, не опережая друг друга «В огороде заинька» (муз. и не отставая друг от друга; петь всю В. Карасевой, сл. Н. песню, а не концы фраз; Френкель); «Би- би- би» -добиваться ровного звучания (секунда), «Спой имя голоса, не допуская крикливого пения; -учить протягивать ударные слоги в словах (например, «ладушки», «бабушка», «Коле», «Тане» и т.д.); -правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов. -побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких звуках. -учить сидеть прямо, занимая все сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе. -следить за правильной осанкой. Декабрь Январь -продолжить развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого, игрового характера. -упражнять в чистом пропевании секунды, кварты, терции. -развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении звуков вверх и вниз; куклы» (Катя или Алёнка) 6. Игра эхо»; «Ритмическое 7.Логопед.распевки«Это я», «Умывалочка»; 8.Песни: «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Есть у солнышка друзья» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой),«Ладушки» (обр. Н. РимскогоКорсакова); «Петушок» (обр. М. Красева); «Праздничная» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой) 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3.дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка», «Часы», «Клоун», «Петушок»; 4. Ритмическое -добиваться слаженного пения; упражнение «Кто я?»; учить вместе начинать и заканчивать 5. распевание по голосам пение; «Я пою, хорошо пою», на -петь протяжно, не спеша, без крика; одном звуке «А-о-у», -правильно пропевать гласные в методом «Эхо», «На словах, чётко и быстро произносить птичьем дворе»; согласные в конце слов. 6. Попевки: «Оа- да- да» -петь слаженно, естественным голосом, без напряжения; -упражнять в умении петь протяжно, напевно и подвижно, на легком звуке; -добиваться четкости в произношении слов во время пения; -учить петь, точно интонируя мелодию, с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него; -упражнять в умении правильно брать дыхание; -учить начинать пение после вступления; -упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках. -учить сидеть прямо, занимая все сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе. Февраль Март -продолжать обогащать музыкальные впечатления, воспитывать умение прислушиваться к изменениям звучания песен, реагируя на различный их характер. -упражнять в чистом пропевании больших и малых секунд, терции, кварты; подводить к умению чисто петь квинту. -продолжить развивать навыки точного интонирования несложных мелодий, передавая их поступенное (муз. Е. Тиличеевой) (проживание постепенного движения мелодии); «Ау!» (кварта); «Баюбаю» (терция); «В огороде заинька» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); 7.Артикуляционная гимнастика; 8. Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»; 9. Песни: «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Дед мороз» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Игра с лошадкой» (муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской); «Ёлочка» (муз. Н. Бахутовой, сл. М. Александровской). 1. круговой массаж под песню «От улыбки!»; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения». 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте», «Змейки», «Прилетел комарик», «Звоночек»; движение вверх и вниз; -приучать слышать вступление, начиная петь вместе с воспитателем по окончании вступления; -учить петь естественным голосом, без напряжения; -правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов. 5. Игры со словом «Андрейворобей»,«Мостик», «Курицы»; -упражнять в чистом пропевании следующих интервалов: большая и малая секунда, терция, чистая кварта (вверх и вниз); 6. Логопедические распевки «Гуси», «Пароход», «Овечка», «Цыплятки» и др. -учить точно передавать простой ритмической рисунок; 7. Песни: «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель); «Жучка» (муз. Н. Кукловской, сл. С. Федоченко «Пирожок» (муз. Е. Тиличеевой, со. Е. Шмаковой) или «Пирожки» (муз. А. Филиппенко, сл. Н.Кукловской). «Молодой солдат» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Маму поздравляют малыши» (муз. Т. Попатенко, сл. Л. Мироновой); «Колыбельная» (муз. Е. Тиличеевой, со. Н. Найденовой) -развивать инициативу, побуждая их к самостоятельному варьированию несложных мелодичных оборотов, построенных на нескольких звуках. -следить за правильной осанкой. Апрель 4. Распевание «Зайка» (секунда, кварта); «Ау» (кварта, квинта вниз и вверх); «Где мои детки?» (квинта). -продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я -уметь дослушивать песню до конца, пеку»; на отвлекаясь; 3. дыхательная -самостоятельно различать и гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, называть песни. -упражнять в чистом пропевании секунды, кварты; «Поездка на болото», «Собачка», «Лыжник», «Горнолыжник», «Греемя» и др.; -учить воспринимать звуки, чувствуя 4. звуковая гимнастика их различие по протяжности; «Дятел», «Белочка», «На -уметь точно воспроизводить лугу», «Озорной язычок»; простой ритмический рисунок 5. Ритмические мелодии, построенной на одном упражнения «Гуси, гуси», звуке. «Баба сеяла горох», «Эхо»; -продолжать работать над навыком 6. Распевание: «Сорокачистого интонирования мелодии, сорока»; «Мы идем с построенной на постепенном флажками» (муз. Е. движении звуков вверх и вниз; Тиличеевой, сл. М. подводить к умению чисто Долинова); «Дождик» интонировать мелодические скачки (обр. Т. Попатенко). («Зима прошла»); 7.Артикуляционная -учить начинать пение после гимнастика; вступления, вместе с педагогом; 8. Песни: «Белые гуси» -уметь петь без крика, естественным (муз. М. Красева, сл. М. голосом, подвижно, легким звуком; Клоковой); «Самолёт» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. -обогащать музыкальные Найденовой); «Машина» впечатления детей, развивая их (муз. Т. Попатенко, сл. Н. эмоциональную отзывчивость на Найденовой); «Зима песни разного характера; прошла» (муз. Н. Метлова, -закреплять умение самостоятельно сл. М. Клоковой); «На узнавать и называть песни по парад идем» (муз. Ю. вступлению и мелодии; Слонова, сл. Л. Некрасовой); «Солнышко -правильно произносить гласные в ясное» (муз. М. словах и согласные в конце слов Иорданского, сл. В. («Солнышко ясное»); Викторова). -продолжать развивать способность самостоятельно находить ласковые интонации; -следить за правильной осанкой. Перспективный план занятий вокального кружка «Матрёшка» для детей 4-5 лет Период прохожд ения занятий Октябрь Ноябрь Программное содержание Репертуар развивать эмоциональную Диагностика отзывчивость на песни музыкальных разнообразного характера; способностей детей - упражнять детей в различении звуков по высоте; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический 1. рисунок; круговой массаж; упражнения для певческое 2. головы и шеи, «Пирамидка»; - брать дыхание после вступления и 3. Разминка «Осень по между музыкальными фразами; дорожке», «Маятник»; - учить детей своевременно 4.Дыхательная начинать и заканчивать песню; гимнастика:«Цветочек», - учить исполнять песни легким «Ладошка»; «Поездка звуком; на поезде», «Лес»; - закреплять умение у детей петь «Кулачки», «Дверца»; естественным звуком, 4. Осенние распевки выразительно; «Листики», «Дождик»; - брать дыхание; правильно формировать правильную 5. распевание по певческую установку; голосам: «Я пою, - отчетливо произносить гласные в хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя», словах; согласные в конце слов. «Два кота»; 6. Игра «Ритмическое эхо»; 7.Логопед. распевки «Это я», «Умывалочка»; 8.Песни:«Гав-гав», А.Кудряшов,«Кукушка» ,Е.Тиличеева, «Осень золотая», П.И.Ермолаев Декабрь Январь развивать эмоциональную 1. круговой массаж; отзывчивость на песни различного 2. упражнения для характера; головы и шеи, - отличать на слух правильное и «Пирамидка», «Я пеку»; неправильное пение товарищей; 3. дыхательная - закреплять у детей умение чисто гимнастика: интонировать мелодию, «Ладошка», «Паутинка» удерживать интонацию на одном в парах, «Поездка на поезде», «Луг», звуке; «Белочка», «Часы», - точно интонировать большую и «Клоун», «Петушок»; малую терцию, секунду, скачки на 4. Ритмическое кварту; упражнение «Кто я?»; - упражнять в точной передаче 5. распевание по ритмического рисунка; голосам «Я пою, - учить детей петь легким звуком; хорошо пою», на одном - добиваться слаженного пения; звуке «А-о-у», методом учить вместе начинать и «Эхо», «На птичьем заканчивать песню; дворе»; правильно и отчетливо 6. Попевки «Паровоз», произносить гласные в словах; «Дождик», «Два кота»; - развивать ладотональный слух, 7.Артикуляционная активизировать внутренний слух; гимнастика; -развивать инициативу. творческую 8. Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»; 9. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме», П.И.Ермолаев Мороз-красный «В зоопарке». Февраль - Март «Дед нос», 1. круговой массаж под песню «От улыбки!»; - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на 2. упражнения для головы и шеи, песни различного характера; «Пирамидка», «Я пеку»; - учить различать, называть «Стихотворения». отдельные части музыкального произведения: вступление, 3. дыхательная гимнастика: заключение, припев; «Ладошка», «Паутинка» - совершенствовать у детей умение в парах, «Насос», чисто интонировать поступенное и «Резиновый мяч», скачкообразное движение мелодии; «Лягушки на болоте», закреплять умение «Змейки», «Прилетел самостоятельно начинать пение комарик», «Звоночек»; после вступления; 4. Распевание методом - уметь точно воспроизводить Эхо, на одном звуке, ритмический рисунок мелодии; «Имя», «Баю, бай», уметь петь без крика, «Ку-ку». естественным звуком; голосом, легким 5. Игры со словом «Андрей-воробей», - правильно произносить гласные и «Мостик», «Курицы»; согласные в конце слов. 6. Логопедические распевки «Гуси», «Пароход», «Овечка», «Цыплятки» и др. 7. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», Л.Абелян, «Я красиво петь могу», С.Крупа-Шушарина «Влюбленный слон», «Про папу». Апрель 1. круговой массаж; продолжать развивать 2. упражнения для эмоциональную отзывчивость на головы и шеи, песни разного характера; «Пирамидка», «Я пеку»; - уметь дослушать песню до конца, 3. дыхательная гимнастика: не отвлекаясь; «Ладошка», «Паутинка» - упражнять детей в чистом в парах, «Поездка на интонировании секунды, кварты; болото», «Собачка», - учить воспринимать звуки, «Лыжник», чувствуя их различие по «Горнолыжник», протяженности; «Греемя» и др.; уметь точно воспроизводить 4. звуковая гимнастика простой ритмический рисунок; «Дятел», «Белочка», - продолжать работать над навыком «На лугу», «Озорной язычок»; чистого интонирования мелодии; Ритмические - уметь точно воспроизводить 5. упражнения «Гуси, ритмический рисунок мелодии; гуси», «Баба сеяла уметь петь без крика, горох», «Эхо»; естественным голосом, легким 6. Распевание звуком; «Звукоряд 5 нот», «Ду- правильно произносить гласные и ду», закрытый рот, «Асогласные в конце слов; о-у»; - следить за правильной певческой 7.Артикуляционная осанкой детей. гимнастика; 8. Песни :«Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель», С.Крупа-Шушарина, «Лесной хоровод», П.Ермолаев. Перспективный план занятий вокального кружка «Матрёшка» для детей 5-6 лет Период прохождения занятий Программное содержание Репертуар ОктябрьНоябрь - Освоение пространства, Диагностика музыкальных установление контактов, способностей детей психологическая настройка на работу. 1.круговой массаж под - Развивать певческий голос, знакомые песни; способствовать 2. упражнения для головы и правильному шеи, «Пирамидка»; звукообразованию, охране и укреплению здоровья 3. дыхательная гимнастика: «Паровоз», «Машина». детей. - Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. - Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). - Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. - Учить детей петь естественным голосом, без 4. распевание по голосам: пропевание гласных «А-ОУ-И-Э» в разной последовательности; «Котенок и бабочка»,«Птичка и Лиса», «Машенька и Медведь», А.Евтодьевой 5. «Ритмическое эхо»; 6. Песни: «Гномики» муз. и сл. К.Костина,р.н.п. «Ходила младешенька»,«Пестрый колпачок»,Г.Струве. напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; - Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; - Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. - Учить детей исполнять песниа капелла. ДекабрьЯнварь - Освоение пространства, 1.круговой массаж; установление контактов, 2. упражнения для головы и психологическая настройка шеи, «Пирамидка», «Я на работу. пеку»; - Развивать певческий голос, 3. дыхательная гимнастика: способствовать «Лошадка» «Паровоз», правильному «Машина», «Самолёт» звукообразованию, охране и укреплению здоровья 4. Ритмическое упражнение гуси», «Заяц детей. Подготовить речевой «Гуси, аппарат к работе над белый»; развитием голоса. 5. Распевание по голосам - Учить детей «рисовать» «Я пою, хорошо пою», на звуке «А-о-у», голосом, изображать одном методом «Эхо», «Дон-дон», звуковой кластер; по трезвучиям, - Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом 6.Попевки:«Храбрый осмысленного, эстетичного, портняжка», «Золушка и выразительного и сестры» разнообразного музыкального действия. А.Евтодьевой,«Гроза» Использовать карточки для 7.Песни:«Белые снежинки» работы руками по сл. И. Шефрана, муз. Г. извлечению звука. Гладкова - Учить детей чётко «Зимняя сказка» сл. А. проговаривать текст, Усачева, муз. А. Пинегина включая в работу артикуляционный аппарат; Знакомый репертуар. Развивать образное 8. Скороговорки. мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. - Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. - Побуждать активной деятельности. детей к вокальной - Учить детей петь в унисон, а капелла. - Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. - Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. - Развивать у детей умение петь под фонограмму. - Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). ФевральМарт - Освоение пространства, 1. круговой массаж под установление контактов, знакомые песни; психологическая настройка 2. упражнения для головы и на работу. шеи, «Пирамидка», «Я - Развивать певческий голос, пеку»; «Стихотворения», способствовать игра с ладошкой. правильному 3. дыхательная гимнастика: звукообразованию, охране «Ладошка», «Паутинка» в и укреплению здоровья парах, «Насос», детей. «Ныряльщики», - Учить детей выполнять «Резиновый мяч»; голосом глиссандо снизу 4. Звуковая гимнастика вверх и сверху вниз с «Лягушки на болоте», «В показом движения рукой. магазине», «Домашний Исполнять в среднем и мастер», «Поездка в низком регистрах. зоопарк»; - Учить детей долго тянуть 5. Распевание методом Эхо, звук –У - меняя при этом на одном звуке, «Имя», силу звучания. Развивать «Три медведя» ритмический слух. А.Евтодьевой - Учить детей чётко Знакомые распевки. проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; 6. Попевки: «Теремок» Проговаривать с разной Л.Олифировой,«Вот такая интонацией (удивление, чепуха» И.Рыбкиной повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, 7.Песни: «Песенка о не повышая голоса), капитане» Дунаевский, интонацией (обыгрывать «Любимый папа» сл. Ю. образ и показывать Энтина, муз. Д. Тухманова, действия). - Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. «Мамина песенка» Пляцковский М. - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; - Чисто интонировать заданном диапазоне. в - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. - Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. - Учить детей работать с микрофоном. Апрель - Освоение пространства, 1. круговой массаж; установление контактов, 2. упражнения для головы и психологическая настройка шеи, «Пирамидка», «Я на работу. пеку»; - Развивать певческий голос, 3. дыхательная гимнастика: способствовать «Ладошка», «Паутинка» в правильному парах, «Поездка на звукообразованию, охране болото», «Собачка», «В и укреплению здоровья лесу», «На лугу»; детей. Подготовить речевой аппарат к работе над 4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На развитием голоса. - Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. - Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д. - Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. - Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. - Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. - Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно лугу», «Озорной язычок», «Поездка в зоопарк», «Машина»; 5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо», «Сапожник»; 6. Распевание «Стрекоза и рыбка»,«Кот и петух» А.Евтодьевой 7. Песни: укр.н.п «Веснянка», «Что такое семья?» Е.Гомоновой брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. - Чисто интонировать заданном диапазоне. в - Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. - Формировать сценическую культуру. - Продолжать обучать детей работать с микрофоном. Перспективный план занятий вокального кружка «Матрёшка» для детей 6-7 лет Период прохождения занятий ОктябрьНоябрь Программное содержание Репертуар обогащать музыкальные Диагностика музыкальных впечатления детей; способностей детей - развивать умения различать эмоциональное содержание 1.круговой массаж под песен, высказываться о знакомые песни; характере песен; 2.упражнения для - расширять диапазон детского головы и шеи, голоса; «Пирамидка»; - способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; 3.дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес», «Луг», «Белочка»; 4. распевание по - учить детей точно попадать голосам: «Я пою, на первый звук мелодии песен; хорошо пою», на одном - учить детей петь легко, не звуке «А-о-у-и», «Имя»; форсируя звук, с четкой 5. «Ритмическое эхо»; дикцией; 6. Песни: «Желтый учить петь хором, вальс», фонограмма, небольшими ансамблями, по «Мама дорогая», А. одному, с музыкальным Кудряшов, «Я красиво сопровождением и без него; петь могу», Л.Абелян. - учить детей передавать характер и смысл каждой песни; - формирование правильной певческой осанки. ДекабрьЯнварь - развивать эмоциональную 1. круговой массаж; отзывчивость на песни разного 2. упражнения для характера; головы и шеи, - учить детей высказываться о «Пирамидка», «Я пеку»; форме песни, о темповых и 3. дыхательная динамических изменениях в гимнастика: «Ладошка», музыкальном сопровождении, «Паутинка» в парах, о характере песни в целом; «Поездка на поезде», упражнять в чистом «Машина», «Белочка», «Озорной язычок», пропевании терции; «Домашний мастер»; упражнять в чистом интонировании поступенных и 4. Ритмическое скачкообразных движений упражнение «Гуси, мелодии; гуси», «Заяц белый»; - закреплять умение различать 5. распевание по голосам «Я пою, долгие и короткие звуки; хорошо пою», на одном - учить детей удерживать звуке «А-о-у», методом интонацию на одном звуке; «Эхо», «Дон-дон», по - продолжать учить детей петь трезвучиям; естественным голосом, без 6. Попевки «Дятел», форсирования звука; «Чики- удерживать дыхание до конца чики,чикалочки»; фразы, концы фраз не 7. Песни: «Русская обрывать, заканчивать мягко; зима», Л. Олифирова, правильно выполнять «Зимняя песенка», М. Красев, «Зимняя логические ударения; сказка», фонограмма, учить детей чисто «Мама дорогая», интонировать мелодию в А.Кудряшов поступенном движении вверх и вниз, скачки на кварту, квинту; 8. Скороговорки. упражнять в точном интонировании трезвучий; - петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни. ФевральМарт - развивать эмоциональную 1. круговой массаж под отзывчивость детей на песни знакомые песни; различного характера; 2. упражнения для - подводить детей к умению головы и шеи, самостоятельно давать оценку «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения», игра качеству пения товарищей; с ладошкой. учить различать и самостоятельно определять 3. дыхательная направление мелодии, слышать гимнастика: «Ладошка», и точно интонировать «Паутинка» в парах,«Насос»,» повторяющиеся звуки; «Ныряльщики», упражнять в чистом «Резиновый мяч»; пропеваниипоступенного и скачкообразного движения 4. Звуковая гимнастика «Лягушки на болоте», мелодии; «В магазине», - упражнять в четкой дикции; «Домашний мастер», формировать хорошую «Поездка в зоопарк»; артикуляцию; 5. Распевание методом - уточнять умение детей Эхо, на одном звуке, вовремя вступать после «Имя», «Дон-дон», «Кумузыкального вступления, ку», закрытый рот; точно попадая на первый звук, 6. Попевки «Жучка и чисто интонировать в заданном кот», «Бай, качи, качи». диапазоне; 7. Песни: «Любимый - совершенствовать умение папа», В. Шаинский, детей петь с динамическими «Веснянка», оттенками, не форсируя звук укр.нар.п.,«Весенняя при усилении звучании; песенка», С. Полонский - добиваться выразительного 8. Игра «Волшебники и исполнения песен различного колокола». характера; петь с музыкальным сопровождением и без него; - развивать слух. Апрель ладотональный - воспитывать эмоциональную 1. круговой массаж; отзывчивость на песни; 2. упражнения для - развивать восприимчивость к головы и шеи, веселым, жизнерадостным не «Пирамидка», «Я пеку»; лирическим песням; 3. дыхательная - продолжать учить детей гимнастика: «Ладошка», самостоятельно оценивать «Паутинка» в парах, правильное и неправильное «Поездка на болото», пение товарищей, «Собачка», «В лесу», выразительность их пения; «На лугу»; - закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движение руки; 4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Поездка в зоопарк», «Машина»; - продолжать упражнять в умении удерживать интонацию 5. Ритмические на одном, повторяющемся упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла звуке; горох», «Эхо», упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на кварту, квинту, терции вверх и вниз, сексту вверх, трезвучия сверху вниз; «Сапожник»; 6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», «Дондон», закрытый рот, «иэ-а-о-у-ы»; 7. Песни «Весенний блюз» Г.Фрида,«Солнечная - продолжать учить детей петь капель»,Л.Абелян естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; - петь выразительно, легким, подвижным звуком, с музыкальным сопровождением и без него; Список литературы 1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт Петербург, 2010. 4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г. 6. Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г. 7. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г. 8. Меркулова Л.Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М. «Музыка», 1999г. 9. Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г. 10. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г. 11. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г. 12. Пегушина З. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9, 1988г. 13. Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г. 14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г. 15. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г. 16. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г. 17. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г. 18. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.