Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288 _____________________________________________________________________________ 620027 г. Екатеринбург, ул. Восточная 18. тел. 237-82-80; 237-82-81 почта: ekb_mdou288@mail.ru сайт: https://288rzd.tvoysadik.ru/ ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детский сад № 288 Протокол №1 От «31»августа 2022 года СОГЛАСОВАНО: Совет родителей МБДОУ детский сад № 288 Протокол №1 От «30» августа 2022 года УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад № 288 ____________ Марченко О.Н. Приказ от «01»09 2022 года №36-о Положение об индивидуализации образовательного процесса в МБДОУ детский сад № 288 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса в МБДОУ детский сад № 288 (далее – МБДОУ) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом МБДОУ; основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования и АООП МБДОУ детский сад № 288 . 1.2. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее - ИОМ) в МБДОУ. 1.3. Под ИОМ в МБДОУ понимается индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение основной общеобразовательной - образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. Цель ИОМ в МБДОУ - это создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей. 1.4. ИОМ является составной частью ООП дошкольного образования и призван: обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ); обеспечить освоение основной образовательной программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. 1.5. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 1.6. ИОМ разрабатывается и утверждается в МБДОУ после педагогической диагностики воспитанника, коллегиально в рамках ППк. 1.7. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель данного ИОМ в рамках учебного плана. 1.8. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 1.9. Работа по разработке и осуществлению работы по ИОМ отвечает следующим принципам: принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; принцип соблюдения интересов ребенка; принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту. принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. 2. Цели и задачи Положения 2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников в МБДОУ на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по индивидуальному образовательному маршруту. 2.2. Индивидуальный образовательный маршрут учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. 2.3. Задачи настоящего Положения: Определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ обучение по индивидуальному образовательному маршруту. Обеспечение возможности обучения по индивидуальному образовательному маршруту на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями. Обеспечение соответствия индивидуального образовательного маршрута требованиям государственного образовательного стандарта. Определение ответственности педагогических работников МБДОУ при обучении по индивидуальному образовательному маршруту. 3. Организационные механизмы 3.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в МБДОУ с целью соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся: информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по ИОМ; выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки ИОМ; разработка основной образовательной программы дошкольного образования, включающих в качестве механизма ее реализации индивидуальные образовательные маршруты; организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта; работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри педагогического коллектива МБДОУ при разработке и реализации ИОМ. 4. Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении ИОМ 4.1. По результатам мониторинга в начале учебного года педагогический работник выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации образовательной программы по ИОМ. 4.2. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением. 4.3. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять обучение ребёнка по ИОМ в МБДОУ разрабатывается ИОМ соответствии с настоящим Положением. 4.4. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с: • с ООП ДОУ; с АООП, с АОП • с предлагаемым дошкольным образовательным учреждением учебным планом; • с порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации; • с формами работы с ребёнком, включенными в ИОМ. 4.5. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещё раз обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника. 4.6. На любом из этапов подготовки ИОМ с родителями (законными представителями) воспитанника, с одной стороны, проводятся все необходимые консультации с соответствующими специалистами дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны. 4.7. После согласования окончательный вариант ИОМ утверждается ППК МБДОУ. 4.8. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с учётом личностных особенностей воспитанника, а также с учётом особенностей конкретного ИОМ. 4.9. Реализация ИОМ в МБДОУ является обязательным для воспитанников, требующих индивидуального подхода. 5. Ответственность 5.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники образовательных отношений в порядке установленном действующим законодательством. 5.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ является заместитель заведующего МБДОУ. Он обеспечивает: организацию работы в МБДОУ по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по ИОМ; организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ; организацию работы с педагогическими работниками по составлению и реализации ИОМ в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом; контроль за соответствием ИОМ ФГОС ДО; контроль за реализацией ИОМ; взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ; организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ в МБДОУ; организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; анализ работы в ДОУ по вопросам составления и реализации ИОМ и представление его результатов на педагогическом совете МБДОУ. Руководствуется в своей деятельности: требованиями действующего законодательства и иных нормативноправовых актов в сфере образования; приказами и распоряжениями руководителя МБДОУ; Уставом МБДОУ и принятыми в нём локальными нормативными актами; настоящим Положением. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБДОУ детский сад № 288, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего МБДОУ детский сад № 288. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение оформляется в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.