Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288 _____________________________________________________ 620027, г. Екатеринбург, ул. Восточная, 18, тел \ факс (343) 350-69-71 E-mail: ekb_mdou288@mail.ru Сайт http://rzd288.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детский сад № 288 Протокол №1 от «31»_08 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад № 288 ____________ Марченко О.Н. Приказ от «01»09 2022г. №36-о Положение о планировании воспитательно-образовательного процесса в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 288 Екатеринбург, 2022 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №288 в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования далее (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.4.3648-20, инструктивно- методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (далее - Организация) и регламентирует организацию воспитательно-образовательного процесса в Учреждении. 1.2.Календарный план воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Календарный план является обязательным документом. 1.3.Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса. 2. Цели и задачи. 1. Обеспечение выполнения образовательной программы ДОУ в каждой возрастной группе. 2. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. 3. Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей. 3. Принципы планирования. 3.1. Системность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач ООП. 3.2.В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности. 3.3.Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов. 3.4. Учет местных и региональных особенностей климата. 3.5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии. 3.6. Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс). 3.7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (ООД; игр, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). 3.8. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам). Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на ООД, но и в других видах деятельности). 3.9. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.) 3.10. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, музыка). Планирование строится на основе интеграции. 3.11. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. 3.12. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. 4. Организация работы. 4.1. Основа планирования педагогического процесса – Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой 4.2. Календарный план составляется на 1-2 недели. 4.3. Календарное планирование осуществляется на основе циклограмм. Календарный план – предусматривает планирование всех видов непрерывной образовательной деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. 4.4. Календарный план составляется в соответствии с режимом дня: · планирование утреннего отрезка времени; · планирование ООД; · планирование прогулки; · планирование второй половины дня. - Нерегламентированная деятельность: в утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.). Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности. - Прогулка: наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.), за явлениями природы; подвижная игра (планируется с учетом погоды, особенностей сезона); спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры; игры дидактические, хороводные, забавы, творческие; индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к ООД с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам; труд (по желанию детей – чем хотят заняться). Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей. - Вечер: В данный отрезок времени планируются: все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, развивающие, театральные; развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу); труд (ручной труд, хоз-быт (уборка,) коллективный, по подгруппам. - Индивидуальная работа по всем видам деятельности. - Чтение художественной литературы. - Работа с родителями. - Работа по РППС. 4.5. В календарном плане планируются Виды детской деятельности: Двигательная, Игровая, Изобразительная, Чтение художественной литературы, Коммуникативная, Познавательно-исследовательская, Трудовая, Музыкально-художественная, Конструирование 4.6.Требования к оформлению календарного плана. 4.6.1.План должен быть представлен на бумажном (в печатном или письменном виде) носителе. 4.6.2.Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф.И.О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана. 4.6.3.План оформляется в соответствии с утвержденной формой планирования в соответствии с ФГОС (Приложение) 4.6.4.В конце квартала перспективный план должен быть представлен заместителю заведующего для проверки в виде подшивки с дополнительным чистым листом для заметок. 4.6.5.При планировании разнообразной детской деятельности указывается вид детской деятельности; цель; методические приемы; оборудование необходимое для организации детской деятельности. 4.6.6.При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы либо написание их на месяц или квартал в календарном плане (электронный и бумажный носитель) 4.7.Перспективный план составляется на месяц. 4.8. Перспективное планирование осуществляется основе циклограммы (расписание занятий в МДОУ). 4.9. В перпективном плане планируются цели и задачи. 4.10. В перспективном и календарном планах должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ. 5. Документация и ответственность. 4.6. Календарный и перспективный план являются обязательными документами воспитателя. 4.7. По итогам тематической недели, воспитатель сдает накопленный материал (конспекты, консультации, фото и пр.) на электронном носители, для оформления сайта ДОУ. 4.8. Контроль за календарным и перспективным планированием осуществляется заместителем заведующего МБДОУ с соответствующей пометкой: Дата проверки. Надпись: «План и сетка проверены, беседа проведена, рекомендовано: 1. 2. Приложение № 1 Форма перспективного планирования непрерывной образовательной деятельности Тема: «Здравствуй детский сад». Сроки реализации: с ___ по ____ 20___ года. Дата/Ден ь недели Образовательная область НОД «_ Дата/День недели Образовательная область НОД «_» (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД «_ Дата/День недели Образовательная область НОД» «_ (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД «_» (название НОД) Дата/День недели Образовательная область НОД «_ » (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД » «_ (название НОД) Дата/День недели Образовательная область НОД «_ » (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД»«_ (название НОД) (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД» «_ (название НОД) (название НОД) Задачи: 1. 2. Задачи: 1. 2. Задачи: 1. 2. Задачи: 1. 2. Задачи: 1. 2. Дата/Ден ь недели Образовательная область НОД «_ Дата/День недели Образовательная область НОД «_» Дата/День недели Образовательная область НОД» «_ Дата/День недели Образовательная область НОД «_ » Дата/День недели Образовательная область НОД «_ » (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД «_ (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД »«_ (название НОД) Задачи: 1. 2. (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД » «_ (название НОД) Задачи: 1. 2. (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД»«_ (название НОД) Задачи: 1. 2. (название НОД) Задачи: 1. 2. НОД» «_ (название НОД) Задачи: 1. 2. (название НОД) Задачи: 1. 2. Приложение № 2 Примерная циклограмма календарного планирования на летний период (на неделю) Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры Режиссерские игры Театрализованная деятельностьДидактические игры Интеллектуальные игры Социально – коммуникативная деятельность Беседы, общение, интервьюирование Игровые ситуации, игры-путешествия Рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, фотографий Сочинение и разгадывание загадок, составление рассказов Ситуативные беседы ситуации морального выбора Социально-коммуникативные игры Трудовая деятельность Художественно – эстетическая деятельность Рисование Аппликация Лепка Конструирование Музыкальные занятия, прослушивание музыки Двигательная активность Утренняя и ритмическая гимнастика, упражнения под музыку П/и Игры – соревнования Игры с элементамиспорта Народные игры Хороводные игры Физкультурные занятия Физкультурные досуги и праздники Дата Тема Цель Индивидуальная работа Продуктивная деятельность (рисование) Формирование математических представлений Познавательное развитие Формирование математически х представлений Работа по развитию мелкой моторики Развитие фонематического слуха Развитие связной речи Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Формирование основных физических качеств Конструктивная деятельность Продуктивная деятельность (аппликация) Развитие мелкой моторики Продуктивная деятельность Познавательная деятельность Рассматривание, обследование, наблюдения Опыты, экспериментирование Творческие задания Проблемные ситуации Тематические выставки Речевая деятельность Ситуативные разговоры, беседы, общение Специальное моделирование ситуации общения Чтение и обсуждение литературных произведений Разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек Сочинение и отгадывание загадок Пересказ, составление описательных рассказов, речевое творчество Работа с родителями Совместные мероприятия Мастер-классы для родителей Выставки Музейное пространство Консультирование Беседы Онлайн-форумы Конкурсы Развлечения Викторины 7 Приложение № 3 Форма календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности Тема недели: _____________________ Задачи: День недели: _____________________ Режимные моменты Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды Утро Игра-занятие (НОД) Прогулка Возвращение с прогулки Деятельность после сна Игра – занятие (НОД) Вечер Индивидуальная работа Взаимодействие с родителями 8 Приложение № 4 Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день Пример планирования День недели Интеграция образовате льных областей Образовательные области, задачи которых реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Групповая, Индивидуальная Режимные моменты. подгрупповая Образовательная деятельность. Совместная игровая деятельность: дидактические и развивающие интеллектуальные игры. Чтение художественной литературы. Совместный труд. Закрепление пройденного материала по образовательным областям: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций. Утро: дежурство, поручения свободное общение на разные темы, решение проблемных ситуаций, рассматривание, самостоятельная деятельность детей, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, завтрак, игры малой подвижности, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Создание условий для самостоятельной деятельности детей (в центрах активности, на участке детского сада) Обогащение предметно развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания. (НОД по расписанию) Указывается деятельность. Прогулка: Подвижные и спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Познавательно исследовательская деятельность: наблюдения, опыты, эксперименты. Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде. Игры с песком (со снегом). Закрепление пройденного материала по образовательным областям: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение проблемных ситуаций. Свободное общение на разные темы, ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций. Самостоятельная деятельность детей. Обогащение предметно развивающей среды на участке. Создание мотивации к сюжетно ролевым играм, театрализованным, продуктивной деятельности (постройки из песка/снега). Творческие задания. Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые) Совместные праздники, досуги, занятия. Экскурсии. Совместное творчество. Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники. Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы, викторины. Родительские собрания, семейные гостиные, родительские клубы, семинары, открытые просмотры, мастерклассы. Семинарыпрактикумы, игровые образовательные программы. Анкетирование.9 Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ. Чтение художественной литературы. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, обед, ситуативные разговоры. Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности. Обогащение предметно развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного ДПОУ. Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительноконструктивные, играфантазирование, игры экспериментирования. Подвижные, дидактические, Закрепление пройденного материала по образовательным областям: индивидуальная беседа, обучающие игры, решение Вечер: оздоровительные и развивающие интеллектуальные игры. Чтение худ. литературы, видеопросмотры. Викторины, конкурсы, досуги. Совместный труд детей. Продуктивные виды деятельности. Совместная познавательноисследовательская деятельность. проблемных ситуаций Самостоятельная деятельность детей. закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры, полдник, игры, Оформление родительски уголков. Буклеты, памятки информационные листы. творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания. Все мероприятия планируются также, как и в первую половину дня. 10 Примерная циклограмма организации образовательного процесса на неделю (старший возраст) Приложение №5 2 половина дня Прогулка 1 половина дня Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, наблюдение, беседа, и.т.д) - речевое развитие (словарная - формирование элементарных -речевое развитие (грамматика и - речевое развитие (связная речь) - развитие мелкой - чтение художественной работа) математических представлений словарь) моторики + формирование литературы - Чтение - д/и по изодеятельности - музыкальное развитие (д/и) графических художественной навыков литературы по - речевое развитие нравственнопатриотическому воспитанию Совместная деятельность педагога с детьми - освоение к\г навыков, навыков самообслуживания - ребенок и окружающий мир (предметный мир) через д\и, беседы, рассматривание иллюстративного материала, и.т.д. – указать название, цель. - Минутки безопасности - речевое развитие (связная речь) - распределение длительных трудовых поручений - сенсорное воспитание - валеологическое развитие, становление ценностей здорового образа жизни (ср., ст., подг.гр.) - экологическое развитие (д/и) - Беседа о природе, работа с календарем и дневником наблюдений в уголке природы - нравственное воспитание - ознакомление с окружающим миром (формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, планетеЗемля) - наблюдения в природе, - целевые прогулки и экскурсии за пределы д\с - самостоятельная детская деятельность - труд в природе - совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по разделам программы, игровая деятельность) - индивидуальная работа по ФИЗО - подвижные игры - игра малой подвижности, хороводная игра Индивидуальная работа Воспитание культуры поведения Конструирование из разного материала Развитие звуковой культуры речи Развитие мелкой моторики Творческая деятельность (изо, лепка, констурирование) Работа по обучению детей рассказыванию (по картине, игрушке, рассказ из личного опыта) Совместная деятельность воспитателя с детьми Творческая деятельность Изобразительная деятельность, конструирование из разного материала (рисование, лепка, аппликация - см. расписание совместной деятельности воспитателя с детьми) 11 - ознакомление с художественной литературой - игровая деятельность - трудовые поручения - ознакомление с художественной литературой - игровая деятельность - элементарная опытноэкспериментальная деятельность - ознакомление с художественной литературой - игровая деятельность(с/р, режиссерские игры) - коллективный труд - театрализованная деятельность - игровая деятельность - элементарная трудовая деятельность - ознакомление с художественной литератур - игровая деятельность (строительные игры) - элементарная опытноэкспериментальная деятельность Примерная циклограмма организации образовательного процесса на неделю (младший и средний возраст) Прогулка 1 половина дня Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Индивидуальная работа. Указать направление работы, Ф.И. ребенка, метод (прием) работы (д\и, наблюдение, беседа, и.т.д) - речевое развитие (словарная - формирование элементарных -речевое развитие (грамматика и - речевое развитие (связная речь) - развитие мелкой моторик работа) математических представлений словарь) - сенсорное развитие - речевое развитие - Чтение - д/и по изодеятельности - музыкальное развитие (д/и) художественной литературы по нравственнопатриотическому воспитанию Совместная деятельность педагога с детьми (через д\и, беседы, рассматривание иллюстративного материала, и.т.д. – указать название, цель). - освоение к\г навыков, навыков самообслуживания - ребенок и окружающий мир (предметный мир) - Минутки безопасности - речевое развитие (связная речь) - распределение трудовых поручений - сенсорное воспитание - валеологическое развитие, становление ценностей здорового образа жизни (ср.гр.) - мл.гр. – освоение к/г навыков, навыков самообслуживания - экологическое развитие (д/и) - Беседа о природе, работа с календарем и дневником наблюдений в уголке природы - нравственное воспитание - ознакомление с окружающим миром (формирование первичных представлений себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине) - наблюдения в природе, - целевые прогулки и экскурсии за пределы д\с - самостоятельная детская деятельность - труд в природе - совместная деятельность воспитателя с детьми (опыты и эксперименты, работа по разделам программы, игровая деятельность) - индивидуальная работа по ФИЗО - подвижная игра - игра малой подвижности, хороводная игра 12 2 половина дня Совместная деятельность воспитателя с детьми -Изобразительная деятельность (аппликация) - ознакомление с художественной литературой - игровая деятельность (с/р игра, режиссерская игра) - Изобразительная деятельность ( рисование) - ознакомление с художественной литературой - игровая деятельность (строительная игра) - Изобразительная деятельность (лепка) - ознакомление с художественной литературой - игровая деятельность(с/р игра, режиссерская игра) - Конструирование из разного материала - театрализованная деятельность - игровая деятельность (строительная игра) - ознакомление с художественной литературой - игровая деятельность (с/р игра, режиссерская игра) - игры эксперименты Индивидуальная работа Изобразительная деятельность Развитие мелкой моторики Развитие звуковой культуры речи Изобразительная деятельность Воспитание культуры поведения Конструирование из разного материала Примечание. Планирование игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры: Старший возраст: 1-2 в неделю На прогулке – ежедневно 1 раз в месяц планируется новая игра. Остальные сюжеты – это уже знакомые игры. Строительные игры: Старший возраст – 3-4 раза в неделю (постройка обыгрывается до 3-5 дней) Театрализованные игры: Игра-драматизация: 1 раз в неделю во всех возрастных группах Театральная игра: старший возраст – 1 раз в квартал. Подвижные игры: Старший возраст: 2- 3 игры в день. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). Текущее планирование: По сюжету новой игры во всех режимных моментах должны быть запланированы следующие мероприятия: 13 - по обогащению жизненного опыта (наблюдения, экскурсии, занятия, художественное слово) - по обогащению игрового опыта детей (режиссерские игры, дидактические игры, имитации, приемы работы воспитателя по обучению основным игровым навыкам для своей возрастной группы) - активизирующее взаимодействие воспитателя с детьми (создание подсказывающих ситуаций, включение в игру (приемы взаимодействия должны соответствовать возрасту детей)). - мероприятия по развитию навыков общения Во всех возрастных группах ежедневно проводятся Минутки безопасности, еженедельно включаются мероприятия в рамках совместной деятельности по изучению национально-регионального компонента. 14