Положение о компенсирующей группе для детей с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288
_____________________________________________________________________________
620027 г. Екатеринбург, ул. Восточная 18.
тел. 237-82-80; 237-82-81 почта: ekb_mdou288@mail.ru сайт: https://288rzd.tvoysadik.ru/

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом МБДОУ
детский сад № 288
Протокол №1
От «31»августа 2022 года
СОГЛАСОВАНО:
Совет родителей МБДОУ детский сад
№ 288
Протокол №1 от «30» августа 2022 года

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ детский сад
№ 288
____________ Марченко О.Н.
Приказ от «01»09 2022 года №36-о

Положение
о группе компенсирующей направленности
Муниципальногодошкольного образовательного
учреждения детский сад № 288

1.Общие положения
1.1. Настоящее

Положение
разработано
для
муниципального
дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 288 (далее МБДОУ), имеющего в своей
структуре психолого – логопедическую службу (учителя – логопеда (1), педагога –
психолога (1).
1.2. Психолого – логопедическая служба ДОУ осуществляет коррекционно - развивающую
деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее ТНР).
1.3. Настоящее положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее – Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации")
 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3);
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №
373 «Порядок организации и утверждения образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
 «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» СП 2.4.3648 – 20; СанПиН
2.3/2.4.3590 – 20, СанПиН 1.2.3685 – 21;
 Уставом МБДОУ;
1

Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности.
2. Условия открытия группы компенсирующей направленности.
2.1. Группа компенсирующей направленности может создаваться в МБДОУ при наличии
соответствующей материально- технической и кадровой базы.
2.2. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие группы при МБДОУ
осуществляется по заключению территориальной психолого–медико-педагогической
комиссии (далее – ТПМПК).
2.3. Цель организации группы компенсирующей направленности в МБДОУ – создание
целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении
воспитанниками дошкольных образовательных программ и подготовка детей к
успешному обучению в общеобразовательной школе.
3. Основные задачи группы компенсирующей направленности в МБДОУ:
 коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков
связной речи;
 своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
 коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
 активизация познавательной деятельности детей;
 пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей).
4. Организация работы группы.
4.1. Содержание образования в группе компенсирующей направленности определяется
Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования (далее
АООП) МБДОУ.
4.2. В группу зачисляются воспитанники, имеющие тяжёлые нарушения речи (ТНР).
4.3. Зачисление в группу проводится с письменного согласия родителей (законных
представителей) на основании заключения, полученного по результатам обследования
ТПМПК и рекомендаций об организации соответствующего обучения.
4.4. В группу компенсирующей направленности зачисляются, дети одного возраста и
уровня речевого развития. Обучение реализуется в соответствии с индивидуальными
образовательными маршрутами детей.
4.5. Группа компенсирующей направленности функционирует 5 дней в неделю. Учебный
период - с 01.09. по 31.05. текущего года.
4.6. В группу компенсирующей направленности для детей с ТНР принимаются дети с пяти
лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2 года. Наполняемость группы в
соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590 – 20 – не более 10 человек.
4.7. Приему в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного
учреждения не подлежат дети, имеющие другие диагнозы:
 недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
 деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
 грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
 нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
 заикание;
 задержку психического развития;
 заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в
дошкольные учреждения общего типа.
4.8. На каждого ребенка, зачисленного в группу, учитель-логопед заполняет речевую
карту.
4.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются
подгрупповая организованная деятельность, совместная деятельность в режимных
моментах и индивидуальная деятельность учителя – логопеда с каждым воспитанником.
4.10. Групповая основная образовательная деятельность проводится в соответствии с
1.4.

2

Адаптированной основной программой дошкольного образования МБДОУ.
4.11. Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность проводятся с учетом
режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития
детей дошкольного возраста.
4.12. Периодичность индивидуальной совместной деятельности определяется тяжестью
нарушения речевого развития детей:
4.12.1. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю. По мере
формирования произносительных навыков у детей, количество занятий снижается.
4.12.2. Подгрупповые занятия проводятся соответственно расписанию организованной
образовательной деятельности соответствующего возраста детей.
4.12. 3.Продолжительность подгрупповых занятий:
 в старшей группе -25 минут;
 в подготовительной к школе группе – 30 минут.
4.12.4. Продолжительность индивидуальной работы с каждым ребенком – 15 – 20 минут.
4.12.5. Ежедневно, во второй половине дня, проводится индивидуальная работа
воспитателя по заданию учителя-логопеда.
4.13. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется
психолого-педагогический консилиум (ППк) образовательного учреждения после
окончания срока освоения детьми Адаптированной основной образовательной
программы.
5. Руководство группой компенсирующей направленности.
5.1.
Непосредственное руководство группой осуществляется администрацией
дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Заведующий ДОУ:
 обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;
 подбирает в группу постоянных воспитателей, имеющих среднее или высшее
педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и
прошедших курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
 обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической
литературой.
5.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом коррекционной
деятельности осуществляется на муниципальном методическом объединении учителейлогопедов, на курсах повышения квалификации.
6. Участники образовательного процесса группы компенсирующей направленности.
Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их
родители (законные представители), воспитатели и специалисты ДОУ.
6.1. Родители (законные представители):
 имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
 принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,
 знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
 принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.
6.2. Педагоги МБДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей
(законных представителей) по вопросам развития речи.
6.3. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы:
 обследует речь детей старшей и подготовительной к школе групп
компенсирующей направленности МБДОУ;
 комплектует подгруппы детей для занятий;
 проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений
речи;
 готовит документы для обследования детей в ТПМПК с целью определения в
специальные группы;
3

 осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми АООП
дошкольного образовательного учреждения;
 представляет администрации дошкольного образовательного учреждения
ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в
дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционноразвивающей работы;
 поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных
учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов
общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, с логопедами и врачами- специалистами детских поликлиник и ПМПК;
 информирует педагогический коллектив дошкольного образовательного
учреждения о задачах, содержании, организации деятельности групп
компенсирующей направленности;
 ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей
(законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике
коррекционной работы по преодолению нарушений речи;
 участвует в работе муниципального методического объединения учителейлогопедов;
 повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам.
6.4. Воспитатель группы компенсирующей направленности:
 закрепляет приобретенные навыки;
 отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели,
содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
 планирует и организует деятельность детей.
6.5. Педагог-психолог:
Основные направления деятельности педагога - психолога, работающего в группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР:
 коррекционно-развивающее;
 информационно - методическое (организация консультативной помощи педагогам
и родителям (законным представителям) ребенка).
6.5.1. В качестве дополнительного направления деятельности педагога - психолога группы
для детей с ТНР, выделены: диагностика воспитанников групп общеразвивающей
направленности (на основании запроса администрации МБДОУ) с целью своевременного
выявления детей группы риска и последующего направления их на территориальную
психолого- медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для определения специальных
условий
получения
дошкольного
образования; формирование необходимого
индивидуального пакета документов для воспитанников, направленных на ТПМПК.
6.5.2. Основной целью деятельности педагога - психолога группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР является оказание коррекционно-развивающей помощи
воспитанникам, зачисленным в эту группу. Для работы педагога - психолога отводится
специально оборудованное помещение (кабинет педагога - психолога) для организации и
проведения подгрупповых игр и упражнений.
6.5.3. Педагог - психолог обязан участвовать во всех методических мероприятиях,
проводимых в МБДОУ, а также в муниципальных методических мероприятиях, повышать
свою профессиональную квалификацию.
6.5.4. Показателем результативности работы педагога - психолога в группе
компенсирующей
направленности
для
детей
с
ТНР
является
степень
устранения/скомпенсированности
речевых
недостатков;
полноценное
развитие
психических процессов и положительная мотивация воспитанников к школьному
обучению. Данные отражаются в итоговом отчёте педагога – психолога.
6.6. Музыкальный руководитель:
 развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и
4

речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
 участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
 стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
7. Документация учителя-логопеда.
7.1. Список воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР с
указанием возраста и характера речевого нарушения, подтвержденного ТПМПК.
7.2. Индивидуальные речевые карты на детей, занимающихся с учителем - логопедом.
7.3. Рабочая программа с приложениями.
7.4. Тетрадь взаимосвязи с воспитателями группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР.
7.5. График работы учителя-логопеда.
7.6.Циклограмма деятельности учителя-логопеда.
7.7.Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
7.8.Планы индивидуальной работы с детьми.
7.9. Подробный годовой отчет специалиста о проведенной работе
8. Материально-техническое обеспечение группы компенсирующей направленности
8.1. Логопедический кабинет размещается в помещении МБДОУ.
8.2. Для подгрупповых логопедических занятий выделяется помещение, отвечающее
санитарно-гигиеническим нормам.
8.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
8.4. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды,
шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового
спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
8.5. Психологический кабинет оснащается следующим оборудованием:
 стул для работы педагог - психолога, стулья по количеству детей, занимающихся в
одной подгруппе;
 шкаф и полки в достаточном количестве для размещения наглядных пособий,
дидактического материала, методической литературы;
 альбомы, наглядный и дидактический материал, используемый при проведении
диагностики, развернутого психологического обследования ребенка;
 наглядный материал по развитию психических процессов, систематизированный и
размещенный в отдельных папках;
 дидактические игры и игрушки;
 методическая литература.
8.6. Ответственность за оборудование логопедического кабинета и дополнительного
помещения, кабинета – психолога, их санитарное содержание, ремонт возлагается на
администрацию ДОУ.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».