МБДОУ № 288 ДОП_ Занимательная логоритмика

Оглавление

1.1.
1.2.
1.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цельи задачи реализации программы
Планируемые результаты

II.
2.1.

Содержательныйраздел
Содержание и структура логоритмических занятий

2.2.

Перспективный план музыкально-логоритмических занятий

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III.

Организационный раздел

3.1.

Организационно-педагогические условия реализации программы.Предметнопространственная развивающая среда

3.2.

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

3.3.

Мониторинг эффективности логоритмических занятий
Список литературы

I. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка.

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственновременных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать
музыкальные произведения. Поэтому детям дошкольного возраста так важны
логоритмические занятия. Ведь по статистике самой многочисленной категорией среди
всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от
45 до 60%).
К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих
детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом
строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не
сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой эти дефекты не
исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной
координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную
динамику в их формировании у детей.
Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь
речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим
началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и
характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и
умения координировать пение, речь и движение.
Данная программа решает проблему организации и проведения занятий с детьми 3-7 лет
по развитию речи, направлена на профилактику речевых нарушений у дошкольников:
трудностей усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи,
преодолении нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия.
Содержание занятий базируется на положениях Программы воспитания, образования и
развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «От рождения до школы»,
на технологиях и методиках стимулирующего воздействия на процесс развития речи
воспитанников старшего дошкольного возраста.
Направленность дополнительной образовательной программы
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его
речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире,
понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и
коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи,
сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры,
способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в
основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат
детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому
развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя
комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и
соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться
устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность
в усвоении знаний. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий
оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка

различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

1.2.

Цель и задачи реализации программы

Цель:
профилактика и преодоление речевых нарушений путем развития воспитания и коррекции у детей
двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- развивать речевое дыхание;

- развивать мимику и артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и
выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- формировать навыки общения и взаимодействия в детском коллективе, эмоциональную
отзывчивость;
- пополнение пассивного и активного словаря детей

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с
учётом следующих принципов:
- Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип
системности. Логоритмическая
работа
должна
способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы.
- Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой
развитие ребёнка;
- Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и
методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение
оздоровительных упражнений в движении под музыку.
- Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение
нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных,
физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа
строится напреемственностидвигательных, речевыхзаданий;
- Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех
анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных
образов детей.

1.3.
Предполагаемыйрезультат
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходит
положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной
систем, будет сформировываться положительный эмоциональный настрой, они научатся
общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве,

движению в заданном направлении, построению в колонны и шеренги, выполнять
различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и
предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию
личности в целом.
II.
Содержательный раздел
2.1
Содержание и структуралогоритмическихзанятий
Срок реализации образовательной программы -4 года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 7 лет.
Форма занятий – групповая.
Количество воспитанников в группах: 10-12 человек.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.Всего в году: 36.Продолжительность каждого зависит от
возрастной группы воспитанников (в младшей группе 15 минут, средней группе 15-20 минут, в
старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут).Одежда должна соответствовать роду
логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой
лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и
заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают
установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на
тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия
эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах,
подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания,
снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с
музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности
речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в
пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для
эмоциональности, позитивного самоощущения;

развития

динамической

стороны

общения,

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и
пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом
является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для
фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная
взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя. Организатором
занятий может выступать музыкальныйруководитель, логопед.
2.2

Перспективный план музыкально-логоритмических занятий
Младшая группа
Сентябрь

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2

Диагонстика
Диагностика
Сказка о глупоммышонке
Про то, как гуси у бабушки живут
Октябрь
Путешествие в игрушечнуюстрану
Тримедведя
Яблонька
В гостях у Бабушки-Загадушки
Ноябрь
Домок-Теремок
Коза-обманщица
КурочкаРяба
МедвежонокМишутка
Декабрь
Зимовьезверей
Кукла Катя приглашает в гости
Снеговик
Серебряныйключик
Январь
Новогодняяелка в лесу
Про то, как кот у бабушки живет
Волк и семерокозлят
Февраль
Помогитептицам
Федориногоре

3
4

Армейскаякарусель
У меняполнохлопот

1
2
3
4

Деламного у зверей
Почемуплакалкотенок?
Сказка о Маше-растеряше
КуклаМаша

Март

Апрель
1
2
3
4
1
2
3
4

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2

Кошка и котята
Аленушка и Лиса
Весеннийветерок
Как мышата помогли зайчонку дом найти
Май
Приключенияпароходика
ДеньрожденияЗайки
Майскийдень
Диагностика
Средняя группа
Сентябрь
Диагностика
Диагностика
Какстатьбольшим
Колесо
Октябрь
Верные друзья
В гостях у Старичка-лесовичка
Машинка
ПетухдаСобака
Ноябрь
Приближаетсязима
Круглыйгод
В зоопарке
Мурка в городсобирается
Декабрь
Лесные звери
Как Мурочка Деда Мороза будила
ПроМурочку-мурысонку
Снегурочка на новогодней елки в лесу
Январь
Полесупогуляем
Семья
Петушок
Февраль
В гости к Зимушке
В зоопарке
Лисичкасоскалочкой
ПрособакуЖучку
Март
А что у вас?
Бременские музыканты
Даша и Маша
Горшочеккаши
Апрель
Цветик-семицветик
Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку

3
4

Чьиэтоушки?
ДеньрожденияЗайчика

1
2
3
4

В гостях у лесных гномов
Бычок –смоляной бочок
Красный фонарик
Диагностика

Май

Старшая группа
Сентябрь
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Диагностика
Диагностика
Краски осени
Спор овощей
Октябрь
“Яблоко” по мотивам сказки В.Сутеева
Споргрибов и ягод
Путешествие язычка
Приключения дождика
Ноябрь
“Пых” по мотивам белорус.нар. сказки
“Палочка-выручалочка” по мотивам сказки В.Сутеева
Теремок-холодок
Транспорт
Декабрь
Где живёт Дед Мороз
“Ёлка” по мотивам сказки В.Сутеева
Снеговикнаёлке
Январь

2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Морозята – внучата Деда Мороза
Приключения снежинки
Детскийсад
Февраль
Кембыть?
Кем быть?
“Парад на Красной площади” по мотивам стихотворения В.Орлова
Веселая олимпиада
Март
“Я маму мою обидел” по стихотворению Э.Мошковской
“Гуси-лебеди” по мотивам рус.нар.сказки
Подводныймир
Нашгород
Апрель
“Волшебное зеркальце” по мотивам чешской нар. сказки
Космическое путешествие
Колобок
Путешествие на почту
Май
Правила дорожного движения
Домик для муравьишки
Времена года. Лето
Диагностика

Подготовительная
Сентябрь
1
2
3
4
1
2
3
4

1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

«Медведь и хвост»
Магазин «Природа»
Сереюшко
Октябрь
«Сивка – Бурка»по мотивам русской народной сказки
«Как заяц и дрозд урожай растили».
«Вершки и корешки» по мотивам русской народной сказки.
«Петушок – Золотой Гребешок и Чудо - Меленка « по мотивам русской народной
сказки.
Ноябрь
«Лягушка – Путешественница»по мотивам сказки В.Гаршина.
« Новый каравай» по стихотворению В.Приходько.
«Четыре желания»по мотивам рассказа К.Ушинского
«Разноцветнаякнига»
Декабрь
«Проказы зимы»по мотивам сказкиК. Ушинского
«Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»по мотивам сказкиВ.Бианки
«Почтоваяистория»
«Какворонаснегурочкойстала»
Январь
«Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С.Маршака
«Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова
«Госпожа Метелица» по мотивам сказки братьев Гримм
Февраль
«Каша из топора»по мотивам русской народной сказки
«Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена
«Сказка об Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре»
«Звездный мальчик» по мотивам сказки О.Уайльда
Март
«Заколдованный холм» по мотивам английской народной сказки
«Два клена»по мотивам русской народной сказки
«Как поп работницу нанимал» по мотивам сказки С.Писахова
«Снегурочка» по мотивам русской народной сказки
Апрель
«Звездныйбал»
«Космонавтомбытьхочу!»
«Робот» по мотивам стихотворения В.Берестова
«Беляночка и розочка» по мотивам немецкой народной сказки
Май
«Баллада о юномБарабанщике»
«Подаркигномов»
«Приключения Буратино» по мотивам сказки А.Толстого
Диагностика

2.3

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных
задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для
обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной
деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного
учреждения и родителей детей.
В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя
заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость Учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье
Формы работы с родителями:
 Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
 Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
 Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
 Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной
тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности,
приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
 Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами
работе;
 Оформление информационных стендов для родителей.

III.
3.1.

Организационный раздел
Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и
регламентируется расписанием занятий.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во
всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей
на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим
людям.
Для успешной реализации Программы в учреждении обеспечены следующие педагогические
условия:
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
• использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
•защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализация программы требует организации развивающей предметно-пространственной среды
для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в
гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационнокомпьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернетресурсов).

Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для
постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным
в соответствии с целями и задачами каждого занятия.Так же предметно-развивающая
среда должна способствать охране и укреплению физического и психического здоровья
ребенка, полноценному развитию личности.
Пространство музыкального зала, условно можно разделить на 4 зоны:
- «Рабочая» (оборудована: столом, ноутбуком).
- «Спокойная», где осуществляется восприятие музыки, пение, элементарное музицирование
(оборудована: фортепиано, акустической системой, мультимедийной системой,
мольбертом для наглядного материала).
- «Активная» - достаточное большое пространство для музыкального движения,
музыкально-дидактических игр (оборудована ковром).
- «Зрительная» (оборудована стульями).

Материально-техническое и методическое обеспечение

3.2.
программы

Музыкальный зал оснащен необходимыми музыкальными инструментами и
пособиями для полноценного развития детей: аудиоаппаратурой, мультимедийной
установкой, фортепиано, СD-дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными
игрушками, детскими музыкальными и шумовыми инструментами, музыкально дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в
наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный,
раздаточный материал для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Оборудование и материалы:
Мебель:


Фланелеграф, детские стульчики, столики, закрывающиеся шкафы, зеркало,

коврики
Технические средства:

Музыкальный центр

Компьютер, проектор, экран

Колонка

Набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических
упражнений,.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:

Бланки с заданиями по темам;

Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;

Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;

Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых
упражнений,словесных игр, чистоговорок,;

Схемы-планы, модели.
Игровое оборудование (по числу детей):

Гимнастические палки

Обручи

Платочки разного цвета (4-5 цветов)

Ленты на палочках, султанчики

Цветные флажки (4-5 цвета)

Мячи маленькие резиновые

Мячи средних размеров резиновые (надувные)

Массажные мячи

Мешочки с песком

Куклы би-ба-бо (петрушечные)

Сюжетные игрушки

Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны,
погремушки, деревянные ложки.

Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки,
свирели.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами:
металлофоны, колокольчики.

Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты,
многогранные палочки.


Методическое оснащение реализации Программы базируется на основных
положениях программ и методических пособиях:
по логопедии:
 Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Н.В.Нищева
 Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и Г. В. Чиркиной;
 Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Н.В.Нищева
по логоритмике:
 Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
 Бабушкина Р.Л. Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с
дошкольниками, страдающими ОНР»
 М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»
 Н.В.Нищева «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей
работы в детском саду»
 «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
по музыкальному воспитанию
 И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Праздник каждый день»
 И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Этот удивительный ритм»
 О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»;
 Т.И.Буренина «Ритмическая мозаика»
 Т.М.Орлова, С.И. Мерзлякова «Учите детей петь»
 О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»

3.3.

Мониторинг эффективности логоритмических занятий

Реализация данной Программы предполагает способы проверки прогнозируемых
результатов или диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом.
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо
традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной
моторики, речевой моторики.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций
детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью
детей. Рассмотрим следующие способы проверки прогнозируемых результатов, которые
будут применятся в ходе реализации данной Программы.
1.Тест на слухоречевую память – игра «Попугай». Педагог зачитывает ряд слов,
которые ребенок должен запомнить и повторить.
Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник,
лиса).
7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна
ромашка, Буратино, книга).
Оценка результата:
Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей
4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и
9 слов – для 7-летних.
Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по
сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.
Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным
нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.
2.Тест на двигательную память – игра «Обезьянка». Детям предлагается запомнить и
повторить серию из нескольких движений.
Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх,
наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками
плечи).
7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить
вторую ногу вперед на пятку).
Оценка результата:
Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после
1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет
– не менее 9).
Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента,
единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.
Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при
любых условиях (неоднократном показе и подсказках).
3. Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики». Детям предлагают
посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие
у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.

Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный
палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).
5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный
палец, средний и безымянный поддерживать большим).
6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и
мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).
7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые
пальцы).
Оценка результата:
Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии
движений каждой рукой.
Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую
руку.
Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.
4. Обследование неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С.
Соломахе).
Результаты первичной диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование,
чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей
в процессе логоритмических занятий.
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади,
справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:
- - .. 2-й элемент:
- .. - 3-й элемент:
--…
4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по
показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и
оценить по 5-балльной шкале:
силу движений,
точность движений,
темп движений,
координацию движений,
переключение от одного движения к другому.
5. Обследование музыкальных способностей.
Выявление качества музыкально-ритмических движений:
а) выполнение элементов танца: выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с
притопом, кружение парами).
б) создание музыкально-игрового образа: передать в движении образ кошки (“вся
мохнатенька”).

в) выявление качества приёмов игры на детских инструментах: младший дошкольный
возраст - исполнить простейшие ритмические фигу на ложках, барабане, погремушках,
металлофоне.
Старший дошкольный возраст – исполнить любую ритмическую фигу после показа
взрослого.
Выявление уровня ритмического слуха:прослушать ритмический рисунок.
6. Обследование состояния экспрессивной речи.
1. Состояние дыхательной и голосовой функций:
объём дыхания;
продолжительность речевого выдоха;
сила голоса;
модуляция голоса.
2. Особенности динамической стороны речи:
темп;
ритм;
паузация;
употребление основных видов интонации.
Используемая литература.

1. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2007
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое
пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в
ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.
5. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет”- М.: ТЦ
Сфера, 2008
6. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ
Сфера, 2008
7. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет”- М.: ТЦ
Сфера, 2008
8. Волкова Г.А. “Логопедическая ритмика”
9. Лапшина А.Е. “Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты.
(Методические рекомендации) ” - Красноярск, 1997.
10. Кныш В.А, Комар И.И «Логоритмические минутки» Тематические занятия для
дошкольников
11. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения,
методическое пособие – М., ТЦ СФЕРА, 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».