Инструкция по оказанию помощии инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Приложение 3
к Приказу № 12-ОД от 11.01.2022.
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Железнодорожного района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 288

СОГЛАСОВАНО:
Председатель ППО МБДОУ
детский сада № 288
____________________ Просвирнина Л.Н.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ детский сад № 288
_________________ Марченко О.Н.

ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи инвалидам и
лицам с ограниченными возможностями здоровья»
1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад №288 при
предоставлении услуг инвалидам (иным категориям маломобильных граждан)
1.2. Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 1
декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
1.3. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Маломобильные граждане (МГ) — это люди испытывающие затруднения
при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой
информации или при ориентировании в пространстве (люди с временным
нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди
с детскими колясками и т.п.).
1.4. Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимости дискриминации в ДОУ по признаку инвалидности, то
есть любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности,
целью либо результатом которых является умаление или отрицание
признания, реализации или осуществления наравне с другими всех
гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и
гражданина в политической, экономической, социальной, культурной,
гражданской или любой иной области.
1.3.2. Реализации прав воспитанника с ограниченными возможностями
здоровья на получение образования и воспитания и социальной адаптации в
условиях ДОУ.
1.5. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками
ДОУ

2. Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам ДОУ и
объектам, на которых они предоставляются, сотрудникам необходимо
соблюдать следующие общие правила этикета при общении с указанными
категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при
разговоре. При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется
пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать
себя и других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует
пояснять, к кому в данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется
подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в
случае положительного ответа спросить, что и как делать для оказания
помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по
имени, взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности
в общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать,
когда указанное лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует
на одном зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед
ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные
движения в различных группах мышц) реагировать на непроизвольные
движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо
привлечь внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с
указанным лицом рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить
максимально четко, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку – инвалиду, инвалиду или лицу
с ОВЗ, где находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему
быстрее адаптироваться на объекте ДОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц следует уведомить о наличии на
объектах ДОУ определенного специального оборудования для инвалидов и
лиц с ОВЗ (например, подъёмник (ступенькоход) для передвижения по

лестнице вниз и вверх на коляске, бегущие дорожки, адаптированный лифт) и
возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны встретить, вежливо
объяснить где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в доступности
прохода куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной
коляске и менять ее местоположение без согласия инвалида или лица с ОВЗ.
При открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с
длинным ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с
ОВЗ, пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники
должны помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и
неожиданные резкие повороты и толчки могут привести к потере равновесия
и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,
дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации.
Запрещается перебивать, поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу
за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник закончил
формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо
собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать
вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка головы,
подтверждающих, что информация воспринята и осмысленна. В случае, если
фраза не понятна, рекомендуется попросить собеседника повторить ее.
Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, так как
лицу с нарушениями речи требуется большее количество времени для
формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше
времени. При возникновении проблем в устном общении необходимо
предложить использовать другой способ общения: взрослому, посетившему
ДОУ – написать, напечатать; ребёнку - показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык,
выражаться точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и
образных выражений, если только нет точной уверенности в том, что
собеседник с ними знаком. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в
развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек.
Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут
подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения
имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные
имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и
очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других слабое
прямое при хорошем периферическом. Данные критерии в обязательном
порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и
учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения,
сотрудник должен поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех

присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется спросить лицо с
нарушением зрения, куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в
случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует
направлять лицо с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку.
Сопровождая лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться
на объекте ДОУ без резких движений, не делать рывков. Если лицо с
нарушением зрения отказалось от помощи в сопровождении по объекту ДОУ,
при этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута,
сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь.
Сотрудники обязаны поставить в известность лицо с нарушением зрение о
наличии на объекте ДОУ информационных табличек, изготовленных с
использованием шрифта Брайля.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте ДОУ необходимо
кратко описать местонахождение, характеризовать расстояние до
определенных предметов; своевременно предупредить о препятствиях:
ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними.
Следует помнить, что собака-поводырь выполняет служебную функцию при
лице с нарушением зрения. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением
зрения присесть, следует направить руку данного лица на спинку стула или
подлокотник. При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения
какой-либо информации сначала следует предупредить данное лицо об этом.
Читать необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты,
текст документа – от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые
или международные слова. При чтении какого-либо документа лицу с
нарушением зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в
руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в
обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при
необходимости для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность
не освобождает лицо с нарушением зрения от ответственности, обусловленной
документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует
несколько типов и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов
общения с лицами с нарушением слуха. Данные критерии в обязательном
порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и
учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с нарушением слуха
следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его
руками, волосами или какими- то предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением
лица собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать
рукой. При общении говорить следует максимально четко артикулируя и
замедляя свой темп речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения, так как данная группа лиц испытывает значительные

затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге использовать простые
фразы и избегать несущественных слов, при необходимости перефразировать
сообщение с использованием более простых синонимов, если собеседник не
понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая
включает в себя сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с
нарушением слуха написать ее, или донести любым другим способом, но так,
чтобы она была точно понята. При работе с данной группой лиц возможно
использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для пояснения
смысла сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика,
необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а
не к переводчику.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».